Для чего Индии и Пакистану необходим военный конфликт?

Обсудить на форуме - Помощь проекту

Москва, 28 февраля — «Вести.Экономика». Впервые с войны 1971 г. на международно признанной индо-пакистанской границе происходят открытые боевые действия. Однако больше всего опасений вызывает тот факт, что это первый военный конфликт с тех пор, как обе страны в 1998 г. объявили себя ядерными державами. Чем же в итоге закончится нынешнее противостояние?

Пакистан призывает Индию сесть за стол переговоров; Индия хочет уничтожить джихадистский лагерь. Ни одна из сторон не желает войны, но Исламабад и Нью-Дели полны решимости добиться изменения статус-кво на своих условиях. Это может привести лишь к дальнейшей эскалации, поскольку оба государства борются за установление нового равновесия, пишет в Quartz юго-азиатский эксперт Джонатан Чако.

В то время как иностранные инвесторы, международное сообщество и внутренний здравый смысл, скорее всего, не позволят пойти на по-настоящему опрометчивый шаг, последние события вписывается в более широкую картину многолетнего противостояния. Индия и Пакистан по-прежнему не в состоянии вырваться из почти ритуального цикла трансграничной эскалации, международного посредничества и коротких оттепелей. Вряд ли в этот раз все будет по-другому.

Как показывает прошлый опыт, индийскому правительству почти никогда не удавалось заставить пакистанскую армию не поддерживать выступающих против Нью-Дели сепаратистов и вооруженных экстремистов. Пакистан имеет достаточно оружия (как обычного, так и ядерного) для военного ответа на любую атаку соседа. Кроме того, Исламабаду удается поддерживать прочные дипломатические отношения с крупнейшими странами мира, что исключает международную изоляцию. Но самое главное, пакистанские военные сохраняют контроль над политикой национальной безопасности и внутренним общественным мнением.

В воздушном бою между индийской и пакистанской авиацией, по информации журналистов, сошлись 32 самолета. Исламабад заявил, что уже завтра передаст Нью-Дели одного из двух пилотов индийских ВВС, задержанных накануне после воздушного инцидента.

Использование Индией авиации и пересечение Линии контроля (демаркационная линия между Индией и Пакистаном, проведенная по бывшему княжеству Джамму и Кашмир) — главное отличие нынешнего обострения от Каргилской «мини-войны» 1999 г. Настоящей неожиданностью стало решение Нью-Дели нанести удар по одной из четырех федеральных провинций Пакистана, то есть за пределами Джамму и Кашмир.

Как отмечают многие наблюдатели, единственное отличие «точечных ударов» армии Индии в сентябре 2016 г. от аналогичных тайных операций при предыдущих правительствах в том, что о них громко объявил премьер-министр Нарендра Моди. Пакистан частично снижал напряжение тем, что отрицал факт обстрела.

В отличие от 2016 г., авиаудар по городу Балакота в ночь с 26 на 27 февраля был признан пакистанским правительством, хотя до сих пор нет независимого подтверждения утверждения правительства Индии о том, что «очень большое количество террористов «Джаиш-э-Мохаммеда» было уничтожено». Это заявление, хотя и удовлетворяет индийскую аудиторию, гарантировал какой-то пакистанский военный ответ.

В последние пять лет пакистанский истеблишмент неоднократно сигнализировал о стремлении к диалогу для урегулирования напряженности, но политика правительства Моди строилась на усилении давления по многим фронтам и отказе от традиционного курса. У Исламабада в свою очередь не хватало рычагов для смягчения индийской позиции.

Короткий, но острый военный кризис, который мог бы напугать остальной мир и получить всеобщее внимание, возможно, единственный способ, с помощью которого Пакистан может добиться качественных изменений.

Это, безусловно, чрезвычайно рискованная игра для Исламабада. Армия Пакистана по-прежнему сильно связана с местными талибами и сепаратистами Балочи в западных регионах страны. Следует также не забывать о крайне тяжелом финансовом положении, несмотря на щедрую помощь со стороны Саудовской Аравии и Китая. Исламабад не может рассчитывать на безоговорочную поддержку союзников в случае эскалации конфликта с Нью-Дели.

У Индии также более чем достаточно оснований для осторожности. Многие правительства в мире с пониманием относятся к борьбе страны с джихадистскими группировками, но никто (кроме, возможно, Афганистана) не будет поощрять дальнейшее обострение отношений с Пакистаном. Правительство Моди и его сторонники в бизнес сообществе поставили перед собой амбициозные экономические цели, которые недостижимы без привлечения иностранных инвестиций и увеличения торговли.

Между тем, не следует ожидать скорого разрешения конфликта, так как обе страны пытаются избежать наложенных друг другом ограничений. Исламабад и Нью-Дели одинаково «преуспевают» в своих непосредственных тактических целях, но почти наверняка потерпят долгосрочную стратегическую неудачу.

После 70 лет непрерывного противостояния должно быть ясно, что ни одна из стран никуда не денется и что ни одна из стран не изменит политику под давлением. Индия и Пакистан получили независимость от остального мира, но никогда не добьются независимости друг от друга. До тех пор пока обе страны не поймут эту истину, чрезвычайно изматывающая конфронтация продолжится.
Дополнительно: