Экономика

Русский личный пилот Арафата рассказал о работе «живым щитом»


Русский личный пилот Арафата рассказал о работе «живым щитом»В послужном списке Феликса Михайловича Воробьева есть немало такого, что искушает журналиста сделать интервью с этим человеком. Заслуженный летчик-испытатель СССР, заслуженный тренер РСФСР, пилот, освоивший за почти полвека своей летной практики без малого 30 типов отечественных самолетов и вертолетов… Но главной темой разговора стала самая эксклюзивная страница его биографии: на протяжении нескольких лет он был личным пилотом лидера Палестины Ясира Арафата.

Фото из личного архива.

«Мы, пилоты, — осколки России»

— Откройте секрет: как вам удалось стать персональным «воздушным шофером» знаменитого председателя Организации освобождения Палестины? Какой-нибудь отборочный конкурс проходили?

— На самом деле моя палестинская командировка была не чем иным, как средством заработать деньги для семьи. Началось все в 1996 году, с предложения одного знакомого принять участие в выгодном деле. Я тогда служил в подмосковном Летно-испытательном институте. А времена были непростые: в стране — разруха, упадок, разгул нелегального бизнеса… ЛИИ эти проблемы тоже не обошли стороной: работы нет, денег нет. Нам, опытным летчикам-испытателям, платили скромные для той поры 12 тысяч рублей. «Не нравится — можете увольняться! Или зарабатывайте как умеете».

Однажды мой товарищ предложил хороший вариант заработка: мол, надо перегнать два вертолета в Палестину, а потом, если все сложится, останешься там на несколько лет — будешь возить на этих вертолетах руководство Организации освобождения Палестины. Оплата солидная, в долларах… Я недолго сомневался. Тем более что у меня имелись «козыри», дающие важные преимущества в будущей работе: многолетний опыт вертолетчика-испытателя и знание английского.

Вертолеты находились в Праге. Мы, собранные вербовщиками экипажи, добирались туда рейсами «Аэрофлота». Наши подопечные машины показались на первый взгляд обычными армейскими «грузовиками» Ми-8МТ. Как выяснилось, некие предприимчивые граждане, используя подвернувшийся случай (типичная ситуация для России периода «лихих 90-х»!), по дешевке приобрели их где-то в ликвидируемой воинской части и ухитрились потом по своим каналам предложить руководству ООП.

Конечно, чтобы выполнять новые задачи, вертолеты нуждались в переделке. Этим занималась умельцы в Братиславе. Один из «грузовиков» они превратили в «лимузин». Оборудовали салон на 8 человек — со столом, кожаными креслами, декоративной обшивкой стен. Установили кондиционер с обычного автобуса… А со вторым Ми-8 было и того проще. Его приспособили для перевозки полутора десятков палестинских спецназовцев — отряда сопровождения Ясира Арафата.

Наверняка организаторы данной сделки на ней заработали очень неплохие деньги. Однако коммерсанты норовили выкроить еще больше доходов. В этом вскоре довелось убедиться на собственном опыте.

Оказавшись в столице Чехии, мы получили от своих работодателей валюту на текущие расходы, оформленные надлежащим образом документы на предстоящий рейс — полетное задание. Из него стало ясно, что нас ожидает путешествие до палестинского сектора Газа через Румынию, Болгарию, Грецию, Кипр…

Часть этого пути проходила над морем. По существующим правилам безопасности на вертолете должен иметься бортовой комплект спасательного оборудования. В том числе — надувные жилеты, лодка… Но ничего этого на отправляемых в Палестину машинах не было. Что делать, как хотя бы для галочки соблюсти требования правил безопасности? Мы с ребятами зашли в один из пражских магазинов и купили несколько дешевых детских надувных жилетиков для плавания и детскую же надувную лодочку. Теперь не придерешься: наш вертолет укомплектован спасательными средствами!

Перелет сперва шел по плану, однако ближе к цели — палестинскому анклаву — одна за другой стали возникать задержки. Вылетев с Кипра, мы уже, согласно полетному заданию, заворачивали над Средиземным морем в сторону приграничной зоны Египта с Израилем, но вдруг получили от диспетчерской службы египтян указание лететь на Каир!

В египетской столице нас оперативно приняли «под опеку» офицеры палестинской службы безопасности и отвезли на какую-то квартиру. Там пришлось прожить целую неделю, пока палестинцы и египтяне улаживали проблемы с вертолетным транзитом. Причем находились мы все это время под присмотром. Наши опекуны предупредили: «Не подходите к окнам квартиры, чтобы никто вас не увидел!» Впрочем, палестинские «чекисты» умудрились скрасить наше затворничество, организовав несколько экскурсий — к пирамидам Гизы, в знаменитый Каирский музей…

Наконец, неделю спустя получили «добро» продолжать перелет. Добрались до Эль-Ариша, что неподалеку от израильской границы, а дальше — опять стоп! На сей раз виновниками «тайм-аута» оказались израильтяне. Едва мы попробовали пересечь границу и приземлились на аэродроме в 5 километрах от нее, оба наших Ми-8 стали объектами пристального внимания со стороны израильских спецслужб и сотрудников таможни. Они тщательно осмотрели вертолеты, даже сфотографировали каждый закоулок. А потом вынесли вердикт: не разрешаем лететь в сектор Газа — возвращайтесь назад в Эль-Ариш.

— Разве они имели право распоряжаться на этом приграничном аэродроме?

— Хотя он и принадлежал формально Палестинской автономии, однако настоящими хозяевами положения там были израильтяне. Их диспетчерские службы вообще занимались аэронавигационным обслуживанием всего воздушного пространства над территориями автономии.

А в Эль-Арише мы в итоге просидели три месяца, дожидаясь, пока получим рабочие визы в Палестину. С чем связана такая задержка, я так и не узнал. Возможно, израильские спецслужбы все это время занимались нашей проверкой, а может, просто давили на психику. Но, наконец, наш затянувшийся перелет завершился: оба Ми-8 приземлились в секторе Газа.

Пенсия от «президента»

— Разве в секторе Газа есть аэропорт? Там же все застроено, высочайшая плотность населения…

— Назвать это полноценным аэропортом, конечно, нельзя. Однако именно в Газе находилась главная резиденция «президента» Ясира Арафата. А значит, чтобы добираться до других территорий Палестинской автономии, отделенных от Газы землями Израиля, ему нужен был собственный воздушный транспорт (лидер ООП избегал пользоваться автомобилями для своих рабочих поездок через Израиль). Поэтому палестинцы оборудовали прямо в Газе, среди жилых кварталов, «правительственный аэродром».

Это была небольшая площадка с короткой полосой, пригодной лишь для взлета и посадки вертолетов. Буквально в 10 метрах от нее стояло здание, в одном крыле которого находились служебные офисы, VIP-зал Арафата, обеденный салон …


Главные новости дня читайте в zen.yandex.comkomersweb.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о