Российский экспорт шоколадной продукции в 2018 г. достиг нового рекорда

Обсудить на форуме - Помощь проекту

Российский экспорт шоколадной продукции в последние годы стремительно набирает обороты и ставит рекорд за рекордом.

  •  © 41-tv.ru

В 2010 г. экспорт составлял «только» 100 тыс. т. К 2013 г. он вырос более чем в 1,5 раза до 168 тыс. т. Однако затем случилась потеря украинского рынка и снижение платежеспособного спроса в других странах СНГ. В результате к 2015 г. экспорт снизился до 148 тыс. т. При этом год стал переломным — сильно подешевевший рубль сделал привлекательными поставки в дальнее зарубежье, и прежде всего в Китай. Ручеёк из 50 тонн в месяц, зародившийся во второй половине 2014 г., за несколько лет превратился в поток, достигающий 7 тыс. т в пиковые предновогодние месяцы.

Успех на китайском направлении вдохновил наших кондитеров на открытие и других рынков. В 2017-2018 гг. стали восстанавливаться рынки СНГ (из Украины для нас открыт только Донбасс, закупающий в 5 раз меньше, чем прежняя страна). Всё это, наряду, конечно же, с высоким качеством российского шоколада, конфет и пр., привело к быстрому росту российского экспорта. За последние три года он увеличился более чем в 1,5 раза или на 85 тыс. т и достиг в 2018 г. очередного рекорда в 233 тыс. т.

 

Стоимость экспортированной шоколадной продукции в 2018 г. составила рекордные 632 млн долл. Это на одном уровне с такими традиционными статьями российского экспорта, как газетная бумага, титан, технический углерод, угольный кокс.

В географии российского экспорта шоколадной продукции произошли серьёзные сдвиги. Ещё в 2014 г. почти 90% поставок (в весовом выражении) приходилось на регион СНГ, а из дальнего зарубежья наиболее крупным покупателем была Монголия с долей 3,6% и импортом менее 6 тыс. т. Теперь такой объём ежемесячно отгружается в Китай.

В 2018 г. на регион СНГ пришлось 64% российского экспорта шоколадной продукции. Около 16% было направлено в Китай, ставший вторым по значимости покупателем после Казахстана. Выросли поставки в Монголию, хотя её доля осталась прежней. Важным рынком стали страны Персидского залива — Саудовская Аравия, ОАЭ и Ирак с суммарной долей более 9%. Пошли регулярные поставки в страны Восточного Средиземноморья (Израиль, Ливан, Иордания) и Северной Африки, начинается экспорт в Юго-Восточную Азию. Даже в Северную Америку экспорт вырос почти в 1,5 раза, хотя и остаётся ещё очень скромным (1,5 тыс. т). «Неприступной» пока остаётся лишь Европа — по-прежнему ввозящая порядка 8 тыс. т в год. Но и там есть интересный сдвиг: Прибалтика и Польша закупки сокращают, а Западная Европа — наращивает.

В мире по экспорту шоколадной продукции Россия закрепилась на 9-м месте. Впереди только европейски гранды (Германия, Бельгия, Нидерланды, и др.) и Канада с США, причём Канаду можно не брать в расчет, т.к. она почти всё отгружает соседним Штатам.