Объем рынка телекоммуникаций в 2021 году превысил 1,8 трлн руб.

Обсудить на форуме - Помощь проекту

Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» 
подготовило отчет «Российский рынок телекоммуникаций 2021-2026». Предлагаем Вашему вниманию предварительные итоги развития отрасли связи в 2021 году.

По предварительным данным «ТМТ Консалтинг», объем рынка телекоммуникаций в 2021 году превысил 1,8 трлн руб. Годовая динамика рынка составила 3,2%, это один из самых высоких показателей за последние годы. Основным фактором роста выступило восстановление рынка мобильной связи. В то же время в таких значимых сегментах, как фиксированный широкополосный доступ в интернет и платное ТВ наблюдается замедление динамики: темпы прироста абонбазы снизились после подключений в период самоизоляции 2020 года, а увеличение тарифов имело локальный характер.

По итогам 2021 года число абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи в России увеличилось, по предварительным данным, на 3,3% до 259 млн, приблизившись к уровню 2019 года (260 млн). Проникновение составило 178%. В абсолютном выражении абонентская база приросла на 8 млн — это самый высокий показатель за последние пять лет. Такому росту способствовало смягчение режима самоизоляции, обеспечившее приток посетителей в салоны связи, а также частичное восстановление числа трудовых мигрантов, традиционно формирующих заметную долю клиентов российских операторов.

Доходы от мобильной связи в 2021 году выросли на 4,4% против 0,9% в предыдущем году. Помимо роста абонбазы этому способствовал рост доходов от роуминга вследствие увеличения объемов выездного туризма. Еще одним фактором стало значительное увеличение выручки от дополнительных услуг в В2В-сегменте.

Проникновение широкополосного доступа в интернет в 2021 году составило 61%. Абонентская база приросла на 0,8%, доходы – на 3,0%. В B2C-сегменте увеличение числа абонентов в первую очередь было обусловлено распространением конвергентных продуктов операторов, однако на фоне высокого насыщения рынка темпы роста замедлились. Значительное влияние на рост рынка ШПД в 2021 году оказал сегмент B2B за счет подключения третьей очереди СЗО. Дополнительным положительным фактором влияния выступил процесс восстановления СМБ-сектора от негативных последствий введения в 2020 году режима «самоизоляции».

На динамику 2022 года будет влиять комплекс разнонаправленных факторов. С одной стороны, сохранятся восстановительные тенденции в мобильной связи, что обеспечит прирост абонбазы за счет возвращающихся абонентов, а также рост ARPU за счет роста сегмента роуминга. С другой стороны, вероятно негативное влияние ряда факторов. В частности, требование 533 ФЗ отключать абонентов мобильной связи, не предоставивших о себе сведений, приведет к выпадению части абонбазы, хотя большинство отключаемых пользователей мигрирует из сегмента В2В в В2С. Другим значимым негативным фактором является окончание этапа активного подключения социально значимых объектов, что предполагает снижение операторской выручки в этом сегменте.

В этих условиях ключевым фактором развития рынка на ближайшие годы выступает тарифная политика операторов. До настоящего времени периодический пересмотр коммерческих условий наблюдался лишь в отдельных сегментах рынка платного ТВ и услуг мобильной связи. Можно ожидать, что пересмотр тарифов на основные услуги связи станет более распространенной практикой. Продолжится также «мягкий» процесс замены актуальных тарифов новыми более дорогими тарифами с лучшими характеристиками (скорость, включенный трафик, включенные услуги).

При сохранении status quo вероятно сохранение рынком устойчивого роста доходов от услуг связи на уровне 2% в год. Новые возможности на рынке в долгосрочной перспективе связаны с внедрением 5G и увеличением роли дополнительных ИКТ-сервисов. Независимо от этого точка роста доходов операторов продолжит смещаться в ИТ и прочие не телекоммуникационные сегменты, однако услуги связи в обозримом будущем по-прежнему будут оставаться основой их бизнеса.

Фото: Mario Caruso/Unsplash

Дополнительно: