Комплексный подход: какие технологии используются в умном транспорте

Обсудить на форуме - Помощь проекту

В Санкт-Петербурге завершились международный инновационный форум пассажирского транспорта Smart Transport и Международный форум транспортной инфраструктуры. Мероприятие проходило в КВЦ «Экспофорум». В его участии приняли чиновники Северной столицы и других российских городов, разработчики инновационного транспорта и аппаратно-программных комплексов, представители предприятий городского транспорта и т. д. 

Пожалуй, больше всего новинок презентовала санкт-петербургская компания «Горэлектротранс». На стенде предприятия зрители увидели макеты: голографической 3D-модели ретро-трамвая, салона вагона трамвая с инновационным интерактивным дисплеем и беспилотный трамвай. Трамваем «без водителя» управляет нейросеть, объяснили создатели системы – специалисты лаборатории Политехнического университета Петра Великого. Они разработали программно-аппаратный комплекс транспорта по заказу «Горэлектротранса». Работа шла три месяца. За это время макет оснастили видеокамерами, способными собирать и анализировать данные. Например, искусственный интеллект, получая изображение с камер, анализирует происходящее в салоне и за «бортом» транспортного средства. Правда, распознаются лишь те объекты, на которых обучалась нейросеть: пешеходы, автомобили, светофоры, столбы и т.д. Если столб упадет и преградит путь трамваю, то нейросеть даст машинисту команду об остановке. 

Нейросеть трамвая будущего следит за несколькими вагонами разных маршрутов одновременно, определяя их положение относительно карты. Это нужно, чтобы трамваи под управлением искусственного интеллекта не столкнулись. Однако разработчики пояснили, что «беспилотный трамвай» – пока лишь концепция. Без вагоновожатого даже их разработка пока не в состоянии обойтись. Задача технологии – повысить комфорт пассажиров и эффективность перевозок. 

Разработку уже можно использовать в реальных условиях. Но преградами для внедрения такого транспорта остаются неготовность городской инфраструктуры, самих трамваев (им нужна модернизация) и законов. Сейчас в России эксплуатировать транспорт на дорогах общего пользования без водителя запрещается. 

Но разрешено применение транспорта на водородном топливе. Правда, для этого есть несколько серьезных препятствий. Стоимость владения автомобилем крайне высока из-за того, что топливо производится малыми партиями в условиях лабораторий. Для массовости этому виду транспорта не хватает заводов, которые бы производили топливо в достаточных объемах. 

Несмотря на это, в России подобный транспорт активно создается. Так, на Smart Transport представители московской компании «Гринсол» представили макет легковой машины на жидком связанном водороде. Главные преимущества такого транспорта – экологичность, быстрая зарядка (от трех до пяти минут; электромобилям требуется около часа) и большая дальность поездки (около 550 км при полном баке; сейчас такими показателями могут похвастаться не более пяти электромобилей, но их цена из-за такой «дальнобойности» превышает $40 тыс; в основном – это люксовые модели электрокаров, прим. ред.). 

В бак автомобиля на водородном топливе заливается жидкий связанный водород. Генератор высвобождает водород, а топливный элемент вырабатывает из водорода и кислорода энергию для электродвигателя. «Гринсол» планирует уже в следующем году представить опытный образец, готовый к испытаниям на дорогах общего пользования.

Более «приземленные» технологии, готовые к использованию уже сейчас, представило несколько компаний. Так, компания «Транспортные системы» показала трехсекционный трамвайный вагон «Витязь — Ленинград». Он выполнен в алюминиевом кузове и оснащен уникальными системами для информирования пассажиров и пассивной безопасности. Последняя использует гидроцилиндры, которые в случае аварии поглощают удар и распределяют его по всему кузову. В итоге, технологии минимизируют последствия ДТП. Пока что в Санкт-Петербурге используется два подобных трамвая. Стоимость одной единицы техники составила 109 млн рублей. 

Несколько технологий для дооснащения существующего пассажирского транспорта были представлены на стенде компании «ЕвроМобайл». Разработки компании помогают в интеллектуализации городского транспорта. Например, информационно-коммуникационные комплексы используют перевозчики в разных городах России. Информационная система оповещает пассажиров об остановках и маршрутах. За безопасность путешественников отвечают камеры видеонаблюдения. 

Внутри и снаружи пассажирского транспорта можно установить до 12-ти AHD-камер для ведения видеомониторинга. Металлический корпус защищает устройства от вандалов. Видео с камер и архив записей, хранящихся на жестком диске, передается на сервер в Центральный диспетчерский пункт. Благодаря демпфирующей системе происходит гашение вибрации и обеспечивается большая продолжительность службы жесткого диска. 

Комплект бортового оборудования упрощает взаимодействие между водителем, диспетчером или инженером и транспортным средством. За комплексную работу всех систем отвечает центральный бортовой компьютер (ЦБК), который собирает в одном окне все данные, получаемые с автобуса, трамвая или троллейбуса. 

На мониторе водитель видит остановки на пути движения, видео с нескольких ключевых камер видеонаблюдения. Если водителю поступит распоряжение изменить маршрут по ходу движения, то он может просто нажать специальную кнопку. Тогда подгрузится его актуальный маршрутный лист. 

Для удобства водителя упрощена связь с диспетчерами и бортовыми инженерами (их телефоны можно занести в телефонную книжку системы и звонить по нажатию кнопки как по смартфону). 

В едином интерфейсе водителя представлены вкладки, между которыми удобно переключаться. Каждая вкладка отвечает за ту или иную бортовую систему: видеоаналитики, подсчета пассажиров и т.д. Так, система подсчета пассажиров позволяет оценить, сколько человек вошло в салон и на какой остановке, подсчитать, сколько человек не оплатили проезд. Если «безбилетниками» путешествует слишком много пассажиров, то водитель может связаться с диспетчером и вызвать на линию контроллеров. 

А вот связываться с диспетчером насчет возможных поломок техники требуется не всегда. Дело в том, что для этого и существуют элементы предиктивной аналитики. Бортовые инженеры могут удаленно получать оповещения об ошибке или неисправности периферийных систем и техники, оперативно реагировать на инциденты. Это, в конечном итоге, по словам Сергея Чернявского, руководителя проекта «ИТ-технологии на общественном транспорте» в компании «ЕвроМобайл»,  снижает расходы и обслуживание техники, позволяет увидеть агрегаты, которые могут выйти из строя в ближайшее время. 

Для удобства пассажиров в салоне транспорта устанавливаются экраны с указанием маршрутов, названиями остановок, новостным и рекламным контентом и т.д. «Благодаря системам речевого информирования пассажиры смогут получить от водителя (при переключении оповещений в ручной режим) или автоинформатора информацию о следующих по пути остановках и об изменении маршрута», – рассказал Сергей Чернявский.

Использование таких систем в настоящее время приносит ощутимый результат. В этом убедилась пассажирская компания «Третий парк» – один из крупнейших негосударственных автобусных перевозчиков Северо-Запада России. 

АО «Третий парк» уже выпустило на линию около 100 экологичных автобусов «Лиаз 5292.67 LNG», работающих на природном газе. Транспортные средства оснащены комплексом бортового оборудования, поставленного и смонтированного инженерами компании «ЕвроМобайл». Информационно-коммуникационный комплекс (ИКБО) отвечает за работу систем видеонаблюдения, подсчёта пассажиропотока, визуального информирования пассажиров, работы автоинформаторов и отображения маршрутов. В целом, ИКБО позволяет обеспечить комфорт и безопасность поездок для пассажиров, а для автопарков — простоту управления и контроля над транспортными средствами.

Фото: Третий Парк

Дополнительно: