Обсудить на форуме - Помощь проекту

Как отличить «переоцененные» акции от «высокооцененных» акций, способных превзойти рынок?

Зачастую инвесторы избегают покупки акций растущих компаний, поскольку применяя к ним стандартные системы оценки через стоимостные мультипликаторы, инвесторы идентифицируют их как «переоцененные». Однако есть разница между акциями, заслуживающими высокой оценки и переоцененными акциями, особенно на текущем рынке.

Десятилетия назад у инвесторов была проблема из «дешевых» акций отобрать бумаги, способные впоследствии превзойти рынок. Инвесторы, которые смогли найти “правильные” акции, оказались в выигрыше. Например, способность Уоррена Баффета находить акции с низкой оценкой, но с сильными фундаментальными показателями и перспективами принесла ему огромное состояние.

Сталкиваясь сегодня с заоблачной оценкой большинства акций роста, мы находимся в противоположной ситуации. Дорого оцененные акции обычно воспринимаются ритейл-инвесторами как переоцененные и игнорируются ими. Однако некоторые из этих дорого оцененных акций продолжают улучшать свои фундаментальные показатели, после чего получают еще более высокие рейтинги / оценки и продолжают расти дальше. В итоге инвесторы постоянно удивляются почти бесконечному циклу роста этих высоко оцененных акций, так и не решившись на их покупку.

Розничные-инвесторы, вооружившись учениями Бенджамина Грэма, Джоэла Гринблатта, а также Баффета и Мангера, направленные на поиск недооцененных, но высококачественных компаний, пытаются применить эти методы оценки на компании роста. Проблема в том, что эти модели не применимы к растущим историям.

Компании роста традиционно имеет высокую, очень высокую оценку, если смотреть на них через мультипликаторы. Когда вы анализируете растущий технологический проект — о мультипликаторах вообще нужно забыть. Большинство рядовых инвесторов не умеют этого делать, поэтому ограничивают себя в инвестиционных возможностях, пока киты Уолл-стрит зарабатывают сотни процентов на взлете #ROKU #PD #TWTR #NVDA #DDOG #JD #PYPL #BIDU #APPN #BILI #PINS #UPWK.

Для оценки растущих компаний главным “вооружением”, прежде всего, является понимание модели бизнеса. Без этого невозможно осознать перспективы компании и посчитать ее будущую стоимость.

Экспресс-пример: у компании Square на конец 2020-го было 36 млн. учетных записей. В течение прошлого года всего 3 млн. из них осуществляли транзакции в биткоине, на за счет этого выручка компании выросла почти на 50% год к году.

Вопрос: сколько примерно у компании #SQ будет учетных записей к 2025 году, сколько из них будет покупать / продавать биткоин, какая может быть годовая выручка и какой капитализации может достичь компания? При этом держим в уме, что Square — это не только транзакции биткоина. По моим оценкам, это ~ 100 млн / 20 млн / $40 млрд / $400 млрд.

И только после этого, нужно вооружиться калькулятором и отчетами, или подпиской на надежный агрегатор отчетности и подробно изучить компанию на соответствие основным ключевым показателям.

1. У компании должна расти год к году клиентская база. Если это финтех (#PYPL, SQ), — это количество учетных записей (NNA) и общий объем платежей (TPV). Если софт (#AYX), соцсеть (#FB, #TWTR) или потоковый контент (#ROKU #SPOT #NFLX) — это число ежемесячных активных пользователей (MAUs).

2. Темпы роста выручки должны ускоряться. Это означает, что темп роста выручки в 4 квартале 2020 года по сравнению с 4 кварталом 2019 года должен быть больше, чем темпы рост в 3 квартале 2020 по сравнению с темпом роста в 3 квартале 2019 года. Если замедляется — это плохо. Безусловно, допускаются провалы, но общая линия тренда в среднем за 4 и более кварталов должна быть восходящей.

3. Растущая, или, по крайне мере, — стабильная валовая рентабельность. При этом, рентабельность по EBITDA и рентабельность свободного денежного потока должны расти, сокращая спред (разницу) с валовой рентабельностью. Если эти значения отрицательные — не страшно: главное, чтобы они росли к положительному значению на протяжении последних нескольких кварталов.

Если компания не приводит EBITDA в отчете, возьмите операционную прибыль, добавьте износ и амортизацию, после чего сравните динамику за несколько кварталов. Для расчета FCF нужно отнять от EBITDA капитальные затраты и изменение оборотного капитала.

В лучших софтверных и облачных растущих компаниях рентабельность FCF > рентабельности EBITDA, поскольку такие компании не тратят много денег на капитальные вложения.

4. Если компания уже генерирует прибыль, оцениваем “качество” доходов. Для этого сопоставляем чистую прибыль с операционным денежным потоком (OCF). Если чистая прибыль значительно превышает денежный поток — у компании высокие начисления. Чистая прибыль может быть искусственно завышена из-за особенностей ее исчисления, поскольку учитывает неденежные и разовые доходы. В идеале, операционный денежный поток должен превышать чистую прибыль.

5. Баланс. Если компания еще не генерирует чистую прибыль или свободный денежный поток, на её балансе должны находиться денежные средства, их эквиваленты и краткосрочные инвестиционные инструменты (ценные бумаги), достаточные для покрытия операционных расходов компании на 6-10 кварталов вперед. В противном случае, вы должны осознавать, что попадете на допэмиссию акций раньше, чем может вырасти их цена.

6. Размер долговой нагрузки. В идеале — без долгов или незначительном размере по отношению к денежным средствам, их эквивалентам и краткосрочным инвестиционным инструментам на балансе, или к выручке.

📑 Составьте себе список компаний, отвечающим этим критериям, и когда вы увидите их акции на распродаже — покупайте.

*** Больше практической информации — в моей телеге