Денис Дыбов: Для бизнеса нужен единый подход по обращению твердых коммунальных отходов

Обсудить на форуме - Помощь проекту

Тема очередного заседания Комитета ТПП РФ по развитию малого и среднего предпринимательства «О финансовой и административной нагрузке на бизнес при оплате услуг в сфере твердых и бытовых коммунальных отходов» вызвала значительный интерес среди предпринимательского сообщества. В ходе заседания обсуждали проблемы высокой финансовой нагрузки на бизнес за услуги в сфере отходов производства и потребления.

С 1 января 2019 года в России начала работать новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами. По замыслу авторов реформы, она должна была коренным образом изменить всю систему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов. Однако ход реализации «мусорной» реформы показал, что количество вопросов у бизнеса по поводу введения и оплаты новой коммунальной услуги не снижается.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ст. 1 Федерального закона

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242).

Обращение с иными видами отходов (биологическими, медицинскими и др.) необходимо осуществлять в рамках заключения отдельных договоров с организациями, имеющими лицензионно-разрешительные документы на такой вид деятельности.

Бизнес, являющийся потребителем услуги по обращению с ТКО, отмечает, что действующие в регионах нормативы накопления ТКО утверждались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации без проведения реальных замеров, выполнения процедур сбора, анализа и расчета данных о массе и объемах накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений и, как следствие, не отражают реальный объем накопления ТКО на расчетную единицу.

Имеется очень существенная разница в нормативах накопления отходов, утвержденных разными регионами для одних и тех же категорий объектов, на которых образуются отходы.

Так, например, нормативы по супермаркетам, установленные в Томской области (4,364 куб. м/год на 1 кв. м. общей площади) более чем в 100 раз выше нормативов, установленных в Курской области (0,04 куб. м/год на 1 кв. м. общей площади). Нормативы по кафе, ресторанам, барам, столовым, установленные в Краснодарском крае(2,23 куб. м/год на 1 место) в 7,7 раз выше нормативов, установленных в Пензенской области (0,29 куб. м/год на 1 место).

Этим летом Минприроды России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Сейчас данный проект находится на этапе оценки регулирующего воздействия.

По мнению директора Департамента развития предпринимательства ТПП РФ Дениса Дыбова, подход Минприроды России о предоставлении права субъектам РФ устанавливать самостоятельно нормативы накопления ТКО является правильным. Однако то, что прописано в нормативно-правовых актах и как это реализуется на местах, имеет большие различия. В регионах организации, уполномоченные на вывоз ТКО, также как и иной бизнес, имеют цель извлечения прибыли от своей хозяйственной деятельности. Методические рекомендации федерального уровня в части ТКО носят для регионов рекомендательный характер. И региональные операторы трактуют их в пользу своих коммерческих интересов. Для них это такой же бизнес. Можно понять различия и региональную специфику схемы обращения ТКО. Но принять разницу в нормативах в одном виде хозяйственной деятельности более чем в 100 раз очень сложно.

Поэтому, необходимо подготовить на федеральном уровне единый, унифицированный подход в части выстраивания равных прав предпринимательских структур – собственников ТКО и региональных операторов по их обращению.