Цифровизация — настоящее и будущее

Обсудить на форуме - Помощь проекту

В последние годы в Российской Федерации большое внимание уделяется проблемам цифровой трансформации государства и экономики. В Российской Федерации утверждена национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», который включает в себя шесть федеральных проектов: «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная инфраструктура», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», в которых предусмотрено создание условий для системной цифровизации государственного управления.

В федеральных и региональных органах исполнительной власти введены должности руководителей цифровой трансформации (РЦТ), формируется и анализируется их рейтинг.

Исследование имело целью выявить общие направления цифровизации государственного управления на основе анализа современного этапа цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации и за рубежом.

В ходе проведенного исследования были проанализированы федеральные и региональные нормативные и правовые акты, методические рекомендации, регламентирующие процесс цифровизации государственного управления в Российской Федерации, и представлены предложения по их совершенствованию.

Также был осуществлен анализ результатов, полученных на предыдущих этапах цифровизации и развития информационного общества в стране, а также анализ лучших отечественных и зарубежных практик цифровой трансформации государственного управления. В отчете представлен аналитический обзор, раскрывающий результаты обобщения и систематизации итогов осуществления трансформации государственного управления в контексте достижений цифровизации и развития информационного общества в Российской Федерации и лучшего зарубежного опыта.

Кроме перечисленных научных результатов, в отчете нашли свое отражение разработанные рекомендации по систематизации принципов внедрения информационных систем государственного управления и осуществления аудита качества данных, предложения по методологии расчета эффекта от перехода к единой информационной системе государственного управления, базирующейся на цифровых технологиях, предложения по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти за счет внедрения информационных систем государственного управления и осуществления аудита качества данных.

Главный вывод исследования состоит в том, что цифровизация государственного управления не может быть реализована без тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон — государства, бизнеса, граждан – что, в свою очередь, обеспечит получение не только экономического, но и социального эффекта от перехода к единой информационной системе государственного управления, базирующейся на цифровых технологиях, в обществе в целом, всей системы публичного управления и хозяйствующими субъектами.

Результаты НИР уже нашли отражение в учебном процессе бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», а также могут быть востребованы для практического применения в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих формирование и реализацию механизма цифровой трансформации управления.

Панина Ольга Владимировна – кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Государственное и муниципальное управление» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.