Анна Палагина: Новый учебный год начался и для профессионального и дополнительного образования

Обсудить на форуме - Помощь проекту

Вне всякого сомнения, и содержание, и форматы образовательного процесса требуют корректировки с учетом стремительно меняющейся геополитической и экономической ситуации.

В 2022 году Российская Федерация столкнулась с внешними вызовами, связанными не только с беспрецедентным санкционным давлением, уходом из страны иностранных компаний и инвесторов, но и с исключением России из глобального процесса обмена знаниями, научными достижениями и технологиями. Эти вызовы были приняты, в том числе и системой образования.

Задачи в сфере обучения специалистов, создания высокотехнологичных рабочих мест всегда были базовыми направлениями деятельности ТПП РФ, которые закреплены в Законе Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 07.07.1993 №5340-1.

И сегодня компетенции адаптивности, хорошего знания рынка и бизнес-процессов, которыми обладают палаты, и наличие своей образовательной системы способны сыграть важную роль в процессах адаптации российского предпринимательства к новым вызовам через обучение и переподготовку.

Корпоративное образование системы ТПП РФ обладает уникальными и важными преимуществами в сегменте ДПО: оно объединяет представительную часть профессионального сообщества, обладает развитой инфраструктурой в регионах и собирает на деловых диалоговых площадках тех экспертов, которые заинтересованы в повышении качества оказываемых образовательных услуг для бизнеса и граждан.

Питеру Друкеру приписывают фразу о том, что самое сложное – не научиться что-либо делать, а перестать делать то, что никому не нужно. Не случайно сегодня в обучении сотрудников на первом месте — управление изменениями: адаптивность к изменениям, управление изменениями, грамотная реакции на происходящее. В свете текущих вызовов корпоративное образование обучает сотрудников стрессоустойчивости, доверию и навыкам делегирования, ответственности за решения и результат, вдохновляющему лидерству и мотивированию, навыкам обратной связи, эффективности на рабочем месте, ведения переговоров и работы с возражениями, стратегическому планированию, цифровым навыкам.

Именно эти направления являются важными и основными в наших базовых образовательных программах, по которым ведется переподготовка и повышение квалификации в системе ТПП, как для наших команд, так и для партнерских организаций и открытого рынка.

В наступающем учебном году Институт продолжит работу по реализации образовательных программ в рамках национальных проектов. Речь не только о малом и среднем предпринимательстве и самозанятых, но и о гражданах, которые выбирают образовательные программы МИМОП именно с целью получения практических навыков ведения бизнеса в определенных сферах. Наш учебный год начинается с программы для национального проекта “Демография” по компетенции “Интернет-маркетинг”. Это получение знаний, умений и навыков по продвижению в сети и выстраиванию стратегии этой работы, что полностью соответствует потребностям рынка и новым трендам в сфере образования. Кроме того, мы запускаем программы по бизнес-планированию, финансовой грамотности, экспедированию грузов, ESG и другие. Эту работу мы ведем совместно с торгово-промышленными палатами в регионах.

Уже 2020 год показал, что в новой быстро меняющейся реальности любое обучение перестает быть ситуативным, становясь непрерывным. В пандемию выжили компании и команды, которые смогли быстро научить сотрудников вести коммуникацию онлайн, работать на нескольких онлайн-платформах и адаптироваться к новым условиям.

Глобальные тренды, меняющиеся запросы работодателей и вызовы 2022 года, с которыми ранее отечественный бизнес не сталкивался, ставят перед системой образования новые задачи. Гибкая реакция на происходящие изменения и синхронизация с рынком труда, поддержание у слушателей мотивации к обучению, быстрое внедрение в образовательный процесс новых знаний, развитие «мягких» навыков, использование лучших практик, поиск эффективных форматов обучения, развитие наставничества, сохранение участия в международном сотрудничестве – ключевые вопросы, которые сегодня стоят перед российскими вузами и бизнес-школами, системой дополнительного образования. Для получения ответов на них необходимо участие всех заинтересованных сторон (бизнес, наука и образование) и поиск оптимального решения между фундаментальностью и практикориентированностью для каждой конкретной специальности и направления подготовки.

Современная образовательная траектория человека должна быть непрерывной и очень гибкой, сочетать формальное и неформальное. В условиях совершенствования технологических процессов, изменения требований рынка труда, расширения сферы услуг, растущего спроса на квалифицированные кадры с одной стороны, и сохраняющегося числа безработных граждан, с другой, особую актуальность приобретает возможность непрерывного образования, обучения в процессе трудовой деятельности, повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Одним из масштабных всероссийских ресурсов, способных обеспечить учет интересов сторон и выполняющих эти задачи, является система торгово-промышленных палат.