Александр Пахомов: Отрасли промышленного восстановления автокомпонентов нужно признание

Обсудить на форуме - Помощь проекту

— Чем вызвана необходимость создания в России промышленного восстановления компонентов как нового сектора индустрии? Что это даст предпринимателям?

— Промышленное восстановление автомобильных компонентов всегда существовало, поскольку технология восстановления предусмотрена конструкторами узлов и механизмов автомототранспортных средств. Ничего нового, по сути, предприятия этой специализации не несут. В СССР существовала сеть авторемонтных заводов, утраченных в девяностые годы.

По меньшей мере, последнее десятилетие автомобильный бизнес страны развивался под диктовку Ассоциации Европейского Бизнеса, который защищал интересы иностранных производителей автомобилей. Перекос в акцентах тормозил развитие отечественных предприятий сервиса и сделал почти нелегальным повторное использование компонентов. 95% всех запасных частей для технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств ввозится из-за границы в интересах иностранных компаний.

Сохранившийся с советского времени инженерный потенциал отрасли при наличии активного спроса на рынке позволил создать заново сеть небольших предприятий, которые наряду с ремонтом автомобилей восстанавливают их компоненты и агрегаты, выведенные из эксплуатации вследствие повреждений или износа. Сегодня эти предприятия являются субъектами малого бизнеса. Все они имеют рабочие места как для приема в ремонт автомобилей, так и для выполнения технологических операций по изготовлению втулок, валов, шестерен, других быстроизнашиваемых элементов, механической и электрохимической обработки корпусов, испытаний восстановленных агрегатов. Эта деятельность представляет собой что-то среднее между автосервисом и машиностроительным мини-заводом. Предприятия расположены во всех субъектах Российской Федерации, их более пятисот. Точнее подсчитать количество и оценить состояние этих компаний невозможно, поскольку этот вид деятельности даже не имеет свой ОКВЭД. С нашей точки зрения, это обстоятельство является серьезным препятствием для полноценного включения их в сферу государственного управления и поддержки.

За границей эта индустрия развита. Она поставляла восстановленные агрегаты в качестве запасных частей дилерам в Россию и носит англоязычное название «ребилдинг». Эта отрасль субсидируется и поддерживается государствами как «зеленая» или «циркуляторная» экономика, позволяющая вернуть в оборот до 80% агрегатов, ранее сдававшихся в металлолом. Эти предприятия являются участниками системы утилизации автомобилей. Их деятельность экономически выгодна, поскольку себестоимость восстановленных агрегатов в 4 – 5 раз ниже, чем вновь произведенных, а затраты материалов и энергии на единицу продукции меньше почти в 10 раз.

Сейчас ежегодно восстанавливается на территории России только рулевых механизмов около 25 тысяч штук. Объем продаж дилерами восстановленных и новых мы оцениваем примерно в такую же величину. При парке движущихся автомобилей в 42 миллиона транспортных средств ежегодно около 1% автомобилей заменяют рулевые механизмы. По другим агрегатам статистика примерно такая же.

Сегодня в условиях отказа поставлять на наш рынок все необходимые материалы и комплектующие производителями запасных частей недружественных стран одним из способов покрытия дефицита оригинальных агрегатов является возврат в оборот восстановленных компонентов.

На нашу просьбу включить в программы поддержки Фонда развития промышленности предприятия восстановительного производства, мы получили отказ Минпромторга на том основании, что эти компании не поставляют свою продукцию на автосборочные конвейеры. Мы считаем, что восстановление компонентов является важным звеном в обеспечении работоспособности транспортной инфраструктуры страны и должно быть поддержано государством. А предприниматели должны иметь возможность получать льготное финансирование в ряду приоритетных программ правительства, поскольку транспорт сегодня таковым является.

— Что нужно сделать, чтобы государство и экономика страны ощутили пользу от создания и поддержки сектора восстановления компонентов?

— На первом этапе необходимо выявить предприятия по промышленному восстановлению компонентов в России, определить их количество, оборот и количество рабочих мест. Сейчас все подобные предприятия числятся как «автосервисы» и работают под ОКВЭД 45.20.

Далее должна появиться возможность осуществлять целевую поддержку этого сектора — финансовую, информационную, законотворческую, юридическую. Существует острая необходимость защищать интересы компаний, которые восстанавливают компоненты внутри России, от иностранного производителя (который не заинтересован в восстановлении своих же компонентов на территории РФ, т.к. налажены поставки восстановленных компонентов со своей территории).

Отмечу, что компании по промышленному восстановлению компонентов, по сути, развивают направление импортозамещения в России, которое сейчас так актуально для нашей страны. Создаются новые рабочие места, закрывается до 80% спроса рынка на дорогостоящие узлы, агрегаты, а также на их текущий ремонт. Это актуально как для коммерческой техники, спецтехники, так и для коммерческого транспорта. В текущей ситуации, когда на рынке автомобильных компонентов наблюдается дефицит многих сложных компонентов, их восстановление помогает закрывать часть потребностей рынка.

-Какие меры для реализации этого предложения, на ваш взгляд, требуются в первую очередь, и какой поддержки от государства ждет здесь бизнес?

— Перечислю несколько важных шагов, которые нужно предпринять.

— Расширить класс 45 раздела G Справочника кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности новым подклассом 45.5 «Восстановление агрегатов и компонентов автомототранспортных средств».

— Включить предприятия, восстанавливающие компоненты и агрегаты, в систему приоритетных программ государства. Производство автомобилей, несомненно, является показателем индустриального развития страны. Однако, потребительское свойство автомобилей проявляется только в случае, если они способны выполнять транспортную функцию. Поэтому поддержание их в безопасном и работоспособном состоянии должно рассматриваться в одном ряду с их производством.

— Создать механизм упрощенного и гарантированного доступа к государственному финансированию предприятий МСП, коими являются ребилдеры. Громоздкая система, предусмотренная ФРП для крупного бизнеса, является останавливающим обстоятельством для МСП.

— Включить предприятия промышленного восстановления агрегатов в государственную систему утилизации автомобилей с субсидированием из утилизационного фонда наряду со всеми предприятиями, занимающимися утилизацией бытовых отходов.

— Законодательно простимулировать отбор и продажу ребилдерам агрегатов автомобилей, выведенных из эксплуатации, а гражданам возможность приобретения восстановленных агрегатов по принципу «зачета стоимости возвратной части».

— Снять требования к предприятиям-восстановителям как к производителям новой продукции. Соответственно, отменить повторную сертификацию восстановленных компонентов. Необходимо законодательно исключить претензии правообладателей по сохранению оригинальных кодов восстанавливаемых компонентов. Для этого внести в Технический регламент определение «Восстановленный автомобильный компонент», прописать требования к идентификации таких компонентов и их маркировке.

Наконец, надо включить в Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 безусловное требование раскрытия сервисной и технической информации производителями автомобилей, продающих на внутреннем рынке ЕАЭС свою продукцию, для всех без исключения участников автомобильного бизнеса.

— Какая роль отводится Торгово-промышленной палате России в решении этих вопросов?

— Мы видим необходимым поддержку ТПП РФ для решения важных для большого круга предпринимателей вопросов, обозначенных выше. Это особенно важно в условиях санкционного давления на нашу экономику со стороны недружественных государств, являющихся главными производителями автомобилей в мировом разделении труда.

Мы также считаем, что укрепление предприятий восстановительного ремонта – это одна из задач технологического суверенитета страны, то есть задача государственного масштаба.

Необходимо участие ТПП в формировании правовой среды и законодательной инфраструктуры отрасли, поскольку предприятия МСП не обладают в достаточной мере ресурсами для решения таких вопросов.